Родился в Минске в 1869 году в бедной семье, поэтому уже 1884 году в возрасте 14 лет поступил в фотоателье «Боретти» учеником печатника. Его работа заключалась в копировании портретов.
Через три года благодаря своим способностям, которые не остались незамеченными хозяином фотоателье он становится фотографом, проработав еще и ретушером, что было промежуточным звеном в иерархической лестнице фотоателье.
Тогда еще мальчику повезло тем, что хозяину захотелось поделится мастерством и дать возможность себя реализовать. А в то время было проблематично где-то черпать информацию и технике и художественной составляющей фотографии (интернет появится значительно позже). Среди фотографов не было принято делится секретами техники, обработки и тонкостями жанра, что бы оставаться на фоне остальных коллег более ярким, а значит и коммерчески успешнее.
Однако, благодаря своему природному дару тонко воспринимать мир Моисея легко смог раскрывать для себя отличия в манере работы других фотографов и вбирал в себя лучшее. Со временем, в юноше, кроме таланта «видеть фотографию», развивается более важный дар - «видеть людей». Умение проникать во внутренний мир человека поражало хозяина фотоателье Баретти.
Позже он свои ощущения стал воспринимать как особое видение, раскрывающее ему, кто перед ним и что ждет этого человека в ближайшем будущем. Эта особая, высшая степень проницательности не сразу идентифицировалась им самим как необычная способность, в полной мере он ощутил ее только тогда, когда у него появилась собственная фотомастерская…
До этого момента он успел немало поездить по свету, побывав во многих городах России, Европы и даже США. Однако свое ателье он в своем родном городе, в Минске. Именно тут сформируются основные творческие принципы, основываясь на которые Наппельбаум и создаст свои самые известные работы.
В то время стиль фотографирования в среде фотографов портретистов различался лишь в деталях, оставаясь одним и тем же в главном. Фотографы стремились создать идеальный образ, приукрасить действительность – это отнимало у работ индивидуальность, жизненность, делала их однообразными. Использовались в основном статичные позы, делающие людей похожими на изваяния и однотонные, белые или серые тона. В композиции настоящим штампом стала «трехъярусная» схема расположения участников съемки.
Наппельбаум отказался практически от всех бытующих в то время канонов фотосъемки. Снимал живые сцены, без позирования и постановки, экспериментировал с освещением, нарушая все правила, считающиеся залогом успешного фотопортрета.
В 1910 году Наппельбаум покидает Минск и переезжает с семьей в Петербург. Вскоре он обзавелся там своей мастерской в центре города. К тому времени в семье Наппельбаумов было уже пятеро детей – сын и четверо дочерей. Дом Наппельбаума был своеобразным клубом, где собирались музыканты, художники и поэты, музицировали, читали стихи и беседовали об искусстве. Дом Наппельбаума, как и его сердце, был всегда открыт для всех – даже в смутные, тяжелые революционные времена, когда Петербург переживал голод и разруху, встречи по понедельникам в большом доме на Невском проспекте не прекращались.
Наппельбаум с течением времени становился все более известным, но настоящую популярность он приобрел уже в Москве, куда он переехал в двадцатых годах. К тому времени он выработал своей особенный стиль, в котором приоритетом была личность человека, которого он снимал. Он мог часами присматриваться к своей модели, многократно просить менять позы, прическу, пройтись по студии, чтобы он мог уловить самое важную особенность, нечто ценное, стержневое.
Чутье Наппельбаума было феноменальным – казалось, он заглядывает в душу, раскрывает суть человека и отражает ее в фотографии. Он был не просто талантливым фотографом. Он был фотографом – провидцем. За свою долгую карьеру портретиста он успел сфотографировать многих известных поэтов, актеров, художников и писателей. Часто бывало так, что Наппельбаум, не прочитав ни одной книги писателя, которого он фотографировал, отражал в фотопортрете присущие только ему особенности, тонко передавал характер его произведений.
Особенно производят впечатления портреты поэтов, сделанные Наппельбаумом. В них отражен их особенный, внутренний свет. Фотография Блока, сделанная Моисеем Наппельбаумом, может сказать о нем больше, чем несколько томов его биографии. Пронзительный, живой снимок поэта знаком многим почитателям его творчества – он присутствует во многих изданиях стихов Блока.
Авторству Наппельбаума принадлежит снимок Есенина, который был сделан за несколько дней до его трагической смерти.
«У отца, — пишет дочь фотографа Ольга Грудцова, — было поразительное чутьё художника. Не имея не только высшего, но и среднего образования, порой не прочитав книг писателя, которого снимал, он улавливал неповторимую индивидуальность человека и характер его творчества. Снимок Блока
сделан 25 апреля 1921 года. Крупным планом сфотографирована голова, но вы видите одни глаза. Огромные, серые, пронзительные. Отцу казалось, что Блок видит что-то невидимое. А Есенин! Отец как бы предугадал его судьбу. Есенин пришёл сниматься с товарищами — весёлый, кудрявый, золотоволосый херувим в галстуке «бабочкой». А на портрете он стоит с низко опущенной головой. Стоит обречённый....»
Мастер фотографии всегда был вне политики, но еще в 1918 году Наппельбаум выполнил лучший портрет Ленина, позже — Сталина. А для президиума Академии наук СССР, выполнил знаменитую серию портретов действительных членов Академии.
Среди самых удачных портретов деятелей того времени портрет Ф.Дзержинского, Вацлава Воровского, Луначарского и других. В 1919 году при поддержке Якова Свердлова организует при ВЦИКе — первую государственную фотографию.
М.Наппельбаум написал книгу «От ремесла к искусству». В ней фотограф рассказал о своем жизненном и творческом пути.
Наппельбаум никогда не знал, как и когда именно он сделает снимок, полностью доверяя в этом вопросе своей интуиции. Его фотографии с одной стороны полны жизни, динамичны, а с другой монументальны и полны какого-то философского подтекста. Сложно однозначно сказать, обладал ли Моисей Наппельбаум какими-то сверхъестественными способностями или его фотографии – предсказания объясняются случайными совпадениями. Однако в одном можно быть уверенным – творчество этого фотографа является неоценимым вкладом в мировую сокровищницу фотоискусства.
Команда fotopro.by
Копирование материалов допускается только с указанием источника и активной ссылкой на наш сайт!
В подготовке статьи использованы материал различных интернет-ресурсов в том числе: http://ru.wikipedia.org http://www.fotoisland.ru http://photo100yr.at.tut.by и др.